Главная О федерации Квалификационная комиссия Программа подготовки яхтенных рулевых 2-го класса

Программа подготовки яхтенных рулевых 2-го класса

Звание яхтенного рулевого 2 класса может быть присвоено лицам не моложе 14 лет, имеющим стаж занятий парусным спортом не менее одной навигации, участвовавшим в дальнем спортивном плавании не менее 100 миль дальности и сдавшим теоретические и практические испытания по программе рулевого 2 класса.

Яхтенный рулевой 2 класса имеет право управлять яхтой площадью парусности до 30 м2 в любое время суток.

Теория парусных яхт

Теоретический чертеж. Основные размеры судна: габаритные и конструктивные. Понятие о построении теоретического чертежа. Коэффициенты: полноты водоизмещения, полноты мидель-шпангоута, полноты ватерлинии. Основные соотношения размеров и их влияние на мореходные качества.

Силы и моменты действующие на яхту.

 Мореходные качества

Плавучесть. Закон Архимеда. Возникновение силы плавучести. Водоизмещение весовое и объемное. Водоизмещение в пресной и солёной воде. Запас плавучести. Обеспечение плавучести килевых яхт, швертботов, многокорпусников.

Ходкость яхты. Силы вязкости. Спектр обтекания. Пограничный слой. Ламинарное и турбулентное обтекание Сопротивление трения (Rтр). Сопротивление формы (Rф). Волновое сопротивление (Rв). Влияние крена и дрейфа на сопротивление яхты. Баланс сопротивлений яхт на разных скоростях. Возможности экипажа яхты по уменьшению составляющих сил сопротивления. Эффект глиссирования. Серфинг.

Качка судна. Влияние волнения моря на качку судна. Увеличение сопротивления, увеличение нагрузок на детали корпуса и рангоута, влияние качки на людей.

Остойчивость. Поперечная остойчивость судна. Метацентр, метацентрическая высота, метацентрический радиус. Момент статической остойчивости. Диаграмма остойчивости килевых яхт, швертботов и многокорпусников. Остойчивость формы. Остойчивость веса. Влияние размерений судов на остойчивость. Остойчивость при наличии воды в трюме. Остойчивость под паруса¬ми. Влияние высоты центра парусности и веса рангоута, такелажа и парусов. Динамическое воздействие при шквале.

Понятие о продольной остойчивости судна. Метацентр, метацентрическая высота, метацентрический радиус. Дифферент и его влияние на ходовые качества судна. Особенности продольной остойчивости многокорпусников.

Управляемость. Устойчивость на курсе. Поворотливость. Руль и действие сил при его перекладке. Циркуляция судна, наличие дрейфа циркуляции. Особенности управляемости многокорпусников. Центровка парусника. Центр парусности и центр бокового сопротивления. Их вза¬имное расположение. Влияние центровки на управляемость, поворотливость яхты и устойчивость на курсе. Отличие центровки многокорпусников от центровки классических яхт.

Теория паруса

Теория крыла. Обтекание плоской пластины на различных углах атаки. Подъёмная сила и природа её возникновения. Разложение подъёмной силы. Качество крыла. Центр давления. Поляра крыла и пользование ей. Поляры различных крыльев (симметричных и несимметричных, жёстких и мягких, с различным удлинением).

Аэродинамика парусов. Аналогия между работой крыла и работой паруса. Влияние лобового сопротивления корпуса и вооружения яхты на ее ходовые качества. Понятие о сопротивлении паруса (трения, формы, индуктивном). Влияние корпуса, экипажа и вооружения на тягу парусов.

Подъемная сила паруса и средства ее увеличения для улучшения тяговых качеств паруса. Распределение давления на профиле паруса для разных курсов. Центр парусности, его положение. Величина прогиба паруса. Влияние рангоута на работу грота. Работа стакселя. Влияние стакселя на грот.

Сравнение различных типов парусного вооружений принятых в яхтенной практике (кэт, шлюп).

 Устройство и вооружение яхт

Основные признаки различия яхт.

а) Различие корпусов:

  • По количеству корпусов: однокорпусные и многокорпусные (проа, катамараны, тримараны).
  • По типам корпусов: килевые яхты, швертботы, компромиссы.
  • По форме поперечного сечения: круглошпангоутные, шарпи (угловатые).
  • По форме носа.
  • По форме кормы.

б) Различие по вооружению:

  • Паруса прямые и косые (гафельное, гуари, латинское, бермудское).
  • Типы яхтенного вооружения: кэт, шлюп, тендер.
  • Названия парусов одномачтовой яхты: грот, стаксель, кливер, спинакер.

в) Различие по назначению: крейсерские, гоночные, гоночные яхты открытого моря.

г) Различие по району плавания: речные, озерные (для больших озер и водохранилищ), морские.

д) Спортивная классификация яхт: свободные классы, формульные классы, моно-
типы.

 Материалы для постройки яхт

Дерево: классическая реечная обшивка и современная многослойная диагональная, фанерная обшивка, метал, легкие сплавы, пластмассы, армоцемент, стеклоцемент.

 Основные детали корпуса

Закладка: киль, фор- и ахтерштевни, контртимберс, дейдвуд, транец. Детали крепления (кницы): кноп, старнкница, флор, горизонтальные и висячие кницы. Фальшкиль и его крепление. Продольный набор судна: киль, кильсон, стрингеры, карлингсы, привальные брусья. Поперечный набор судна: шпангоуты (простые и рамные), бимсы, флоры. Диагональные связи — ридерсы. Детали крепления мачты в корпусе: пяртнерс, степс, клинья. Обшивка: вгладь, внакрой (клинкерная), шпоновая. Пояса обшивки: ширстрек, шпунтовый пояс. Палубный настил (под лак и под равентух). Детали палубного настила: ватервейс, мидельвейс, буртики, фальшборты, планширь.

 Рулевое устройство

Постоянные рули. Типы рулей: консольные, балансирные, полубалансирные. Детали руля: баллер, перо, петли, пятка с подпятником, гельмпорт, головка, румпель, штурвал, штуртросы. Подвесные рули (устройство): рулевая коробка, перо, сорлинь, рулевые петли, шкворень, румпель.
Швертовое устройство. Шверт, швертовый колодец, шверттали. Шверты: поворотный (мечевидный и секторный) и кинжальный. Швертовый колодец: стенки, стойки, планшир. Крепление швертового колодца к килю.

 Якорное устройство

Якорь и его назначение. Якоря — адмиралтейский и патентованые. Части адмиралтейского якоря: веретено, трент, пятка, шток, рога, лапы, рым, чека. Якорный канат (цепь), буйреп, томбуй. Кошка и ее назначение.

 Паруса и их части

Материал: х/б, лавсан, дакрон и др. Свойства ткани: вытягивание по различным направлениям. Направление швов на парусе, ложный шов. Раскрой трех- и четырехугольного паруса. Шкаторины, их названия. Ликовка шкаторин. Боуты, кренгельсы, люверсы. Горб, латы и латкарманы. Булинь. Устройство для взятия рифов: рифбант, рифлюверсы, рифкренгельсы, рифштерты, рифшкентель, штыкболт. Крепление паруса к мачте (слаблинь, сегарсы, ползуны, ликтрос). Крепление передней шкаторины стакселя.

 Рангоут (деревянный, металлический, пластиковый). Деревянный рангоут цельный и клееный, сплошной и пустотелый. Части мачты: топ, шпор, клотик, чиксы, краспицы. Части гика, гафеля: нок, пятка, оковки для крепления к мачте.

 Такелаж. Стоячий такелаж. Материал для стоячего такелажа (трос нержавеющий, оцинкованный, струна). Ванты: основные, топовые, ромбованты. Штаги: основной, топштаг, контрштаг, ахтерштаг, бакштаг.
Бегучий такелаж. Материал для изготовления. Фалы, шкоты, брасы, топенанты, галсы. Их назначение.
Дельные вещи. Блоки одношкивные и многошкивные. Конструкция блока: шкив, щеки, нагель, обушки. Лебедки (шпили) фаловые и шкотовые. Гак простой и вертлюжный. Кнехты, утки, кипы, клюзы, полуклюзы. Такелажные скобы (мочки), карабины, раксы, талрепы, бугеля. Штагпутенсы, вантпутенсы, кофельпланка, кофельбугель, погон, стакан флагштока.

 Снабжение яхт. Спасательные принадлежности: спасательный круг, спасательный жилет, спасательный плот, страховочные пояса, фальшфееры, ракеты. Водоотливные средства: помпа, ведро, черпак. Набор инструмента: нож, свайка, иголки, нитки, гардаман, отвертка, плоскогубцы, гаечные ключи, ручная дрель, сверла. Материалы: парусная ткань для заплат, набор для заделки пробоин, куски троса для ремонта такелажа. Ходовые огни и звуковой сигнал (сирена, туманный горн, колокол).

  Управление яхтой.

Общие понятия. Направление и сила ветра. Курсы яхты относительно ветра: бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. Левый и правый галс. Наветренный и подветренный, привестись и увалиться, ветер заходит и ветер отходит.

Управление яхтой на различных курсах. Соотношение дрейфа и тяги на различных курсах относительно ветра. Повороты оверштаг и фордевинд. Лавировка, расчет галсов, управление яхтой «по стакселю», крен и откренивание, работа экипажа на руле и парусах. Полные курсы, работа экипажа на полных курсах несение спинакера, раскачивание яхты на фордевинде (вихри Кармана), непроизвольный поворот фордевинд, лавировка на бакштаге, причины ее вызывающие. Команды капитана на руль, команды при выполнении поворотов оверштаг и фордевинд.

Подготовка яхты к выходу. Подготовка к дневному (короткому) плаванию, к дальнему походу, к гонке. Получение разрешения на выход, оформление выхода в вахтенном журнале. Постановка парусов: порядок постановки в зависимости от направления ветра и места стоянки. Отход от бона. Подход к бону. Съемка с якоря. Постановка на якорь. Уборка парусов. Постановка яхты на место. Постановка, замена и уборка парусов на ходу.

Плавание яхты в особых условиях. Управление яхтой в слабый ветер, штиль. Плавание в тяжелых погодных условиях, штормование, подготовка к встрече шторма. «Человек за бортом» и его спасение на различных курсах относительно ветра и в различных погодных условиях. Расположение спасательных приборов на яхте. Оказание помощи терпящему бедствие судну в различных погодных условиях. Особенности подхода на сильном волнении. Снятие людей с терпящего бедствие судна. Заведение буксира на аварийное судно, буксировка аварийного судна. Посадка на мель. Меры для избежания посадки на мель. Снятие с мели при посадке на различных курсах и при разной погоде. Особенности посадки килевых яхт, швертботов, многокорпусников. Аварии и их устранение: поломка рангоута, разрыв тросов стоячего и бегучего такелажа, разрыв парусов, пробоина и ее заделка. Опрокидывание и подъем швертбота. Опрокидывание и подъем многокорпусника.

 Судовые и ремонтные работы

Подготовка судна к ремонту. Составление дефектной ведомости. Столярные работы. Слесарные работы. Ремонт корпуса: деревянного, стального, пластмассового. Ремонт рангоута: деревянного, металлического. Работа с электро-инструментом, техника безопасности. Окраска корпуса, работа с лакокрасочными материалами, смолами, клеями. Техника безопасности при работе с ними. Спуск судна на воду, вооружение его. Подъем судна на берег, разоружение его, подготовка к зимнему хранению. Уход за яхтой в течение навигации. Подготовка судна к гонкам.

 Такелажное дело

Тросы: растительные (пеньковые, сизальские, манильские), стальные (простые, оцинкованые, нержавеющие), синтетические. Свивка, особенности, область применения, уход за ними. Работа с тросами из различных материалов: роспуск бухты и укладывание в бухту (койлание) в зависимости от свивки, наложение на кнехт, утку, кофель-нагель. Такелажный инструмент: свайка, нож, парусная игла, гардаман. Умение ими пользоваться. Узлы, их назначение, преимущества и недостатки. Связывающие: прямой, рифовый, шкотовый, брамшкотовый, плоский. Петли: беседочный, двойной беседочный, удавка. Узлы на рангоуте: штык, выбленочный, задвижной штык, стопорный. Восьмерка.

Такелажные работы: сплесень, огон и репка на трехпрядном растительном тросе. Наложение марки: простой и прошивной.

Судовождение

 Речная лоция

Река и её элементы: речная система, долина и русло, исток, устье, притоки. Уклоны поверхности воды (продольный и поперечный). Течение, скорости и направления течения в речном потоке. Наносы в речном потоке. Наносные и каменисто-глинистые образования в речном русле. Перекаты. Перевалы. Устья рек: губа, лиман, эстуарий, дельта.

Озёра и их режим. Классификация: по происхождению (плотинные, котловинные), по характеру притока (бессточные, приточные, проточные).

Регулирование стока. Водохранилища. Типы водохранилищ. Зоны водохранилищ (озёрная, озёрно-речная, речная). Шлюзование рек. Схема шлюза. Особенности судоходства на шлюзованной реке.

 Морская лоция

Навигационные опасности. Береговые средства навигационного оборудования (СНО). Плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) — навигационная веха, буй, бакан. Международная система навигационного оборудования (МАМС). Ограждение опасностей, принятое на внутренних водных путях России.

 Навигационные пособия.

Морские карты и их классификация. Меркаторская проекция. Масштаб карты. Содержание и чтение морской карты. Понятие о морских навигационных пособиях и руководствах: правила плавания, лоции, огни и знаки и т.д. Лоция единой глубоководной системы. Атласы единой глубоководной системы и пользование ими.

 Навигация

Предмет навигации. Форма и размеры земли. Основные точки и постоянные линии и плоскости на земном шаре. Географические координаты. Широта и долгота места.

Различные единицы длины и скорости, применяемые в судовождении, их происхождение.

Видимый горизонт наблюдателя и его дальность. Выражение направлений видимого горизонта в румбах и градусах. Истинные направления (курсы, пеленги, курсовые углы).

Свойства магнитной стрелки. Магнитное склонение. Годовое изменение склонения. Магнитные курсы, пеленги. Компасные курсы и пеленги, поправка компаса.

Технические средства навигации

Магнитный компас. Понятие о шлюпочном компасе, управление яхтой по компасу.

Лаг. Измерение пройденного расстояния и скорости при помощи свободно плавающего предмета («голландский лаг»). Понятие о современных лагах.

Лоты и эхолоты, их назначение.

Метеорология

Метеорологические элементы: давление, температура, влажность. Приборы для их измерения. Ветер и причины его образования. Морские приметы и предсказание погоды по ним.

Правила плавания на яхтах

Правила для предупреждения столкновения судов в море (МППСС) — общие понятия.

Правила плавания по внутренним водным путям.

Местные правила плавания маломерных судов.

Правила безопасности плавания на яхтах

Права и обязанности командиров – рулевых и членов экипажа на борту яхты. Дисциплина как основа безопасного плавания.

Этика поведения яхтсмена на борту своей и чужой яхты, при заходе в чужие порты.

Спасательные приборы (спасательный жилет, спасательный круг, страховочный пояс). Проверка их на годность и пользование ими. Яхтенная одежда. Меры безопасности при работе на палубе. Выживание при длительном нахождении в воде.

Меры безопасности на камбузе (газ, бензин).

Противопожарные мероприятия на борту яхты. Тушение пожара.

Меры предупреждения несчастных случаев на воде. Оказание первой помощи: травмы, спасение утопающих.

Судовая аптечка и пользование ей.

Правила парусных гонок

Правила парусных гонок ISAF.

Правила парусных соревнований ППС.

Основные правила. Организация и порядок проведения соревнований.

Положение о соревнованиях. Гоночная инструкция. Допуск участников и яхт.

Гоночный комитет: состав, функции, права.

Мерительный комитет: состав, функции, права.

Мандатная комиссия.

Права и обязанности участников соревнований.

Документы предоставляемые в мандатную комиссию: запись на участие, декларация, мерительное свидетельство (сертификат), судовой билет (гонки крейсерских яхт), права рулевого, классификационный билет спортсмена, страховой полис.

Правила расхождения.

Право дороги. Общие ограничения. У знаков и препятствий. Другие правила. Определения.

Проведение гонки.

Гоночная инструкция и сигналы. Наказания на старте. Флаги «I», «Z», черный. Фальстарт, касание знака. Сокращение дистанции и прекращение гонки.

Средства движения. Запрещенные действия: пампинг, рокинг, учинг, скалинг, повторяющиеся повороты оверштаг и фордевинд. Наказания за нарушения правил части 2.

Протест. Порядок заявления на воде (оклик, флаг). Оформление протеста. Протестовый комитет (жюри). Процедура рассмотрения протеста.

Подведение результатов соревнований. Системы подсчета очков. Очки за различные нарушения. Выброс худшей гонки. Наказания за нарушения – правило 42.

Правила командных гонок.

Правила крейсерских гонок.

 Сигнализация и средства связи

Применение международного свода сигналов на парусных соревнованиях. Основные судейские флажные сигналы: откладывание гонки, сигнал протеста, прекращение гонки, подготовительный сигнал, сокращение дистанции, сигнал общего отзыва.

Практика (кресерско-гоночная или крейсерская яхта 1/4 тонник)

Настройка стоячего такелажа: натяжение вант, штага; изгиб мачты.

Постановка основных парусов:

Постановка грота на ходу и в гавани, из кисы и закрепленного на гике, с топенантом и без него.

Регулировка профиля при постановке натяжением шкаторин и булиня.

Постановка стакселя на ходу и в гавани. Закрутка стакселя. Установка кипы, натяжение стаксель фала и булиня.

Расположение экипажа, рабочие зоны, работа на шкотах.

Лавировка: Расположение экипажа. Настройка парусов и такелажа на силу ветра. Управление «по стакселю», работа на руле, откренивание , дифферентовка.

Полные курсы: Расположение экипажа. Настройка парусов и такелажа. Работа на руле, брочинг и его предотвращение. Раскачка яхты на фордевинде (вихри Кармана). Постановка и уборка спинакера, управление им на различных курсах.

Приведение и уваливание: Работа на руле и на шкотах. Приведение и уваливание со спинакером.

Поворот оверштаг: Выбор места для поворота (с наименьшим волнением). Расстановка экипажа для аврала. Набор скорости перед поворотом. Поворот в различных ветровых условиях. Зависание в левитике, выход из этого положения.

Поворот фордевинд: Расстановка экипажа для аврала. Набор скорости перед поворотом (чем больше скорость, тем легче перенос гика). Поворот в различных ветровых условиях. «Непроизвольный фордевинд». Замена поворота фордевинд поворотом оверштаг в сильный ветер. Поворот фордевинд со спинакером.

Огибание предмета (знака): Тактика огибания. Выбор радиуса циркуляции. Огибание без смены галса и с поворотом, без спинакера и с ним.

Отход: Расстановка экипажа для отхода. Учет инерции яхты, постановка необходимых для отхода парусов. Отход на различных курсах.

Подход: Расстановка экипажа для подхода. Уменьшение площади парусности (при подходе в сильный попутный ветер). Гашение инерции (перекладкой руля на большой угол, применение плавучего якоря). Подход на различных курсах. Швартовка яхты для длительной стоянки (подбор швартовых достаточной толщины, предохранение их от перетирания, различные схемы швартовки).

«Человек за бортом»: Отработка порядка аврала – окрик «человек за бортом», назначение наблюдающего, подход. Отработка подхода в выброшенному за борт предмету. Подъем упавшего на борт.
Штормование: Рифление парусов и управление яхтой под зарифленными парусами на различных курсах. Лежание в дрейфе.

Постановка на якорь: Расстановка людей по авралу. Подготовка к постановке на якорь. Постановка на якорь. На два якоря. Отдача якоря с кормы при подходе к берегу. Съемка с якоря.

Буксировка: Подход к буксируемому судну, подача буксира, выбор длины буксирного каната. Буксировка под двигателем и под парусами.

Ориентировка: Опознавание знаков береговой и плавучей обстановки днем и ночью. Огни судов, определение направления движения судов по их огням. Расхождение с яхтами (правый и левый галс), маломерными судами, избежание столкновения с немаломерными судами.

 Обязательные элементы на экзаменах по практике

При выполнении заданных экзаменаторами упражнений действия и команды экзаменуемого должны быть ясны и четки.

  1. Отход от бона, снятие с якоря.
  2. Управление яхтой на лавировке.
  3. Выполнение поворотов оверштаг или фордевинд по указанию экзаменатора.
  4. Постановка и уборка спинакера, плавание под ним.
  5. «Человек за бортом». Подход к плавающим на воде предметам с полным погашением инерции у них.
  6. Подход к пирсу или постановка на якорь по усмотрению экзаменатора.