Главная История Самарский речной яхт-клуб

Самарский речной яхт-клуб

В 1908 году Самара переживала экономический подъём, связанный с развитием торговли и промышленности. Свидетельством этому были многочисленные постройки особняков купцов, гостиниц, шикарных магазинов. Все здания украшались богатой лепниной, витражами. Строились церкви, польский костел, немецкая кирха, еврейская синагога. Правительство решило построить в Самаре один из крупнейших военных заводов — « ЗИМ». Наличие капиталов и предприимчивых людей привело к тому, что в Самаре был заметен культурный подъём — проходили многочисленные гастроли артистов, музыкантов, устраивались выставки, проводились соревнования борцов России.

И неудивительно, что 1908 год стал начальной вехой в становлении и развитии спорта. К этому времени в Самаре проводились конные бега и борьба в цирке.

В феврале 1908 года в газете «Голос Самары» говорилось, что физическое развитие молодёжи, учащихся гимназий и училищ слабое и обосновывалась идея создания в Самаре спортивного клуба с широким выбором видов спорта.

Устав этого яхт-клуба — его назвали «Самарский речной яхт-клуб» — имел много общего с уставом Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. О целях яхт-клуба: «Самарский речной яхт-клуб посредством распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и других судах:

  • обучать управлению этими судами,
  • улучшать их постройку,
  • следить за изменением фарватера реки Волги.

Кроме того, клуб ставит своей целью развитие и других видов спорта, как-то охотничьего, рыболовного, автомобильного, лыжного, конькобежного и других.

Учредителями яхт-клуба были известные в городе люди.

Средства для достижения поставленных целей предполагалось получать от сбора членских взносов, пожертвований и от хозяйственной деятельности: проката инвентаря, посещения купальни, катка, устройство балов, семейных вечеров.

Действительным членом могло стать лицо старше 21 года по рекомендации двух членов клуба. Молодые (учащиеся гражданских и военных учебных заведений) имели право заниматься в клубе на правах его гостей.

В конце апреля 1908 года Городская дума приняла решение об отводе бесплатно места на берегу Волги около Струковского сада под постройку яхт-клуба. Но скоро выяснилось, что более удобным местом расположения зимнего помещения будет площадка на углу ул. Дворянской и Алексеевской. На ней можно было разместить помещения яхт-клуба, каток, площадки для лёгкой атлетики и другим видам спорта. Здесь и был размещён яхт-клуб. Следует отметить, что к этому времени уже существовали яхт-клубы в Москве (1867г.), Саратове (1876г.), Иркутске ( 1885г.), Николаеве (1888г.), Астрахани и Ростове ( 1893г.).

Командором яхт-клуба был коллежский асессор, нотариус Михаил Семёнович Афанасьев, Вице-командором — фон Энгельгард Вольдемар Фридрихович.

В 1913 был зарегистрирован новый устав яхт-клуба. Теперь он стал называться «Самарский яхт-клуб». К этому времени были сооружены некоторые спортивные площадки, куплены или построены однотипные швертботы шарпи с двумя мачтами, рейковым вооружением, площадью парусности примерно 17 кв.м. Это «Соперник» (рул. Батюшков В.Н.), «Сказка» (рул. Бердин В.Г.), добившиеся наибольших успехов. Более совершенными были круглошпангоутные, гафельные шлюпы (площадью 30 кв.м.) «Ой-ли» (рул.Мецлер Р.К.), «Бриз» (рул. Бердин В.Г., пересевший со «Сказки»).

В этом же году заявил о себе гимназист Николай Мясников, построивший по уменьшенным чертежам « Соперника» швертбот «Тяп-ляп» и успешно на нём гонявшийся. Более крупные суда покупались в Саратове у известного мастера Лопухина П.Н. Их площадь парусности была от 25 до 45 кв.м. Часто они имели необычную конструкцию. Связано это было с особенностью обмера. Новинкой этого года было начало строительства так называемых «двухшвертовиков». Это самарские «Апаш», «Квик», «Борей».

На воде яхт-клуб, построенный командором Поляковым П.Н., представлял собой высокобортное судно с двумя мачтами и тремя декоративными реями. Эта многопалубная шхуна имела красивую двухсветную кают-компанию со сценой. Полуовальные окна были закрыты стёклами с рисунками видов спорта. Трюм был разделён на две половины: левая (кормовая)- помещение собственной электростанции на 450 лампочек, водяного насоса с фильтром для собственного водоснабжения, комнаты персонала. Носовая часть трюма — светлые кладовые инвентаря членов яхт-клуба. По другую сторону — гардероб на 40 человек для хранения спортивных костюмов и сменной одежды. Из трюма имелось 4 выхода на среднюю палубу. На верхней палубе находилась легкая мебель для отдыха и предметы флажной сигнализации.

Эта красивая шхуна с рулём и буксирными устройствами зимой переводилась в затон и была способна поднять 30 тыс. пудов или несколько тысяч человек!

Торжественные моменты в жизни яхт-клуба проходили в присутствии высоких городских чинов. Открытие сезона на Волге 28 мая 1913года включало поднятие флага командором П.Н.Поляковым в присутствии губернатора Н.В.Протасьева с супругой, который поднял бокал за здоровье Государя Императора. Затем состоялся завтрак для всех членов яхт-клуба, обед для особо важных персон и в конце торжества прогулка на моторных и парусных судах.

Яхт-клуб проводил тренировки и соревнования по многим видам спорта: лыжам и конькам, гребле, плаванию, боксу, фехтованию. Конькобежные соревнования проводились на катке, лыжные гонки — на Коровьем острове и на Рождественской воложке. На катке устраивались массовые катания с иллюминацией и весёлой музыкой. Катание на санках было организовано на Александровском спуске (ныне Вилоновский).

Летом проводились гонки парусных, гребных, моторных судов, а также соревнования по плаванию, в том числе дальние заплывы. Так лучший результат заплыва через Волгу был зарегистрирован 23 мин! Очень популярны были соревнования по футболу, волейболу, тяжёлой и легкой атлетике, борьбе и боксу. Эти соревнования собирали большое количество зрителей. Пресса регулярно освещала эти мероприятия.

28 июля 1915 года были проведены гонки на переходящий приз Самарского яхт-клуба.

Участники:

  • От Самары: «Апаш» (рул.Р.К.Мецлер), «Квик» (рул.В.К.Попов), «Ой-ли» (рул.Ф.К.Мецлер), «Бриз» (рул.В.Г.Бердин), «Авось» (рул.А.А.Пономарёв).
  • От Саратова: «Бой» (рул.П.Н,Лопухин), «Реванш» (рул.К.А.Балдин). «Вопрос» (Б.В.Фабрициев).

В 14.20 был дан сигнал к выходу судов из гавани.
В 14.30 — выстрел открытия старта, который яхты прошли в таком порядке: «Апаш», «Квик». «Реванш», «Авось». «Вопрос», «Ой-ли», «Бриз», «Бой»
В 14.35 старт по выстрелу был закрыт. 4 мили за 1час 35.33сек. прошёл «Апаш». По гандикапу приз выиграл «Апаш»!
Судьи: Н.Н.Семёнов (Саратов), Ю.Н.Постников, В.Н.Батюшков, С.М.Голиков, В.П.Гонин.
В 1916 году в Саратове были проведены гонки на звание «Первого рулевого Поволжья». От Самары участвовало две яхты: «Апаш» (рулевой и владелец Р.К.Мецлер) и «Борей» (Рул.П.Девриен).

Гонку на 15 вёрст за 1час 48.09сек. и звание «Первый рулевой Поволжья» с большим отрывом выиграл « Апаш».