Главная История Наши на Кубке Америке?

Наши на Кубке Америке?

Есть в парусном спорте парусная регата, в которой ни разу не участвовали команды ни СССР ни России. Сейчас на 32-й Финал Кубка Америки выезжают наблюдатели – эксперты от Всероссийской Федерации парусного спорта.

Среди них наши земляки: Дмитрий Кульбицкий из Тольятти – вице-президент ВФПС и Всеволод Ханчин из Самары, вице-президент Ассоциации парусных катамаранов России, в конкурентной борьбе ставший обладателем приза года «Памяти Б.Б. Лобач-Жученко» за большой вклад в развитие Российского парусного спорта, создатель и первый президент Ассоциации парусных катамаранов, который, как и Кульбицкий был на 5-ти Олимпиадах, из них на трех представлял спортсменов своей Ассоциации, организатор парусной регаты памяти Владимира Высоцкого.

Им предстоит проанализировать возможность участие в Кубке Америки яхтсменов России.

Что же это за Кубок?

С этим вопросом мы обратились к мастеру спорта СССР, яхтенному капитану Всеволоду Ханчину.

Во-первых разрешите поздравить яхтсменов со столетним юбилеем образования Международной Федерации парусного спорта – ИСАФ.

А теперь о Кубке.

Недавно на имя Президента В.В.Путина пришло послание из Германии от известного архитектора с Боденского озера Герца Зигмана. В нем он предлагает, используя новейшие технологии авиастроения, нанотехнологии, и прочие высокие технологии, создать в России синдикат и построить яхту для участия в следующем, 33-м розыгрыше Кубка. Это послание через Управделами Президента России попало Президенту Всероссийской Федерации парусного спорта Александра Котенкову, и с его подачи мы подключились к проекту.
Кубок имеет насыщенную историю.

Когда несколько богатых Нью-Йоркских яхтсменов решили в середине позапрошлого столетия построить шхуну «Америка», они даже не могли представить себе, что начинают бесконечную спортивную сагу. И в течение полутора столетий мы наблюдаем ее.
Регата лучших яхт мира не проводилась только во время двух мировых войн.

В схватках за обладание Кубком Америки были потрачены многие состояния, испробован коллосальный набор стратегий – спортивных, и не очень.

Дипломатические отношения между соревнующимися странами отражали напряженность до точки разрыва, короли и властелины, магнаты и капиталисты – все были охвачены лихорадкой.

150 лет назад синдикат Джона К.Стевенса, командора Нью-Йоркского яхт-клуба, построивший «Америку», хотел во что бы то ни стало утереть нос Старому Свету. Тогда задача стояла такая – построить ни много, ни мало — самую быструю яхту в мире.

Англичане новость встретили скептически. Граф Уилтон, командор королевской эскадры, пригласил Стивенса с его судном в Англию, не сомневаясь в своей победе.

Но победила «Америка»!

С тех пор Кубок, носящий имя яхты «Америка», остается самым труднодостижимым и почетным призом мирового яхтинга. В XIX и XX веках он разыгрывался 30 раз.

XXI-й век начался с 31-го розыгрыша. Впервые с 1851 года кубок вернулся в Европу. 2 марта 2003 года швейцарская яхта «Alinghi» была на финише на 45 секунд раньше соперника из Новой  Зеландии и выиграла самый старый приз мирового яхтинга.

Победитель Эрнесто Бертарелли критиковал ситуацию, когда яхты встречаются только на двух этапах в 4 года: отбор и финал.

И в отличие от предыдущих, теперешний 32-й розыгрыш Кубка Америки состоит из трех этапов: предварительные гонки и Чемпионаты, затем отбор претендентов – Кубок Вуиттона и сам Финал.

Регата стала оправдывать вложенные миллиарды долларов, отдачу начало приносить телевидение.

В общей сложности до Финала проводится 14 регат, их видят сотни тысяч болельщиков и сотни миллионов телезрителей.

Все эти четыре года отличные результаты показывала швейцарская команда. Может им помогало то, что не давил груз ответственности за отбор. Ведь победитель в финале отстаивает свой титул. Но из-за внутреннего конфликта из команды уходит шкипер-рулевой, Олимпийский чемпион новозеландец Рассел Каутс. И чтобы он не выступил за другую команду, изменили даже правила, заапрещающие переход в другие синдикаты за 180 дней. Каутс остается вне регаты.

Победитель 2003 года Эрнесто Бертарелли – миллиардер, который не может без паруса. Он много лет занимает первую строчку в списке самых богатых людей мира среди тех, кому нет еще 40 лет. У него две страсти: яхтинг и бизнес.
В его компании SERONO 4600 служащих.

Мальчика Эрнесто обучал самый знаменитый яхтсмен Швейцарии, Чемпион Мира и Европы в классе “505” Пьер Фельманн. Яхтинг зацепил мальчика на всю жизнь.

Мы видели на Женевском озере его современный тримаран « Alinghi-У» на ходу. Огромный тримаран поражает воображение. На нем много лет подряд Бертарелли — абсолютный победитель регат на Женевском озере.

Техническое совершенство, скорость и безупречный имидж – вот принципы Бартарелли.

Мы спросили Всеволода Ханчина, бывал ли он раньше на Кубках Америки?

На чемпионатах Мира и Европы я бывал десятки раз. Но всегда хотелось прикоснуться к Кубку Америки. Специально с Дмитрием Кульбицким мы из Лос-Анджелеса, где у нас проходил Чемпионат Мира в классе катамаранов «Торнадо», ездили в Сан-Диего, посмотреть на эти чудо- лодки. Но не более. На Финал едем впервые. Нужно сказать, что нам повезло. Дело в том, что в Кубке всегда побеждали американцы. Два предпоследних раза – новозеландцы. А кто побеждает, то там и разыгрывается новый Кубок.

В 2003 году впервые победила команда из Европы – швейцарцы, и им предоставили право провести в Европе розыгрыш Кубка. После долгих раздумий была выбрана Валенсия на Испанском Средиземноморье. Ну а это уже рядом. Вот мы и вырываемся туда.

Бывали ли Вы в Валенсии?

Конечно бывал, это прекрасный город с великолепным Дворцом науки, большой морской мариной. Три года назад я даже возил в этот город экспонаты своего музея Владимира Высоцкого. Кстати, и сейчас по просьбе прошлых устроителей, повезу часть экспонатов.

Как проходила борьба за выход в Финал 32-го розыгрыша Кубка?

Кубок проводится как матчевые гонки один на один до пяти побед. Итальянская Luna Rosse выиграла 5:4 у американской BMW Oracle, а новозеландцы победили 5:0 итальянцев.

И вот Финал – команда Швейцарии и Emirates Team New Zealand.
Он состоится с 23 июня по 5 июля 2007 года.

Вернемся, расскажем об увиденном.