«ПОДВИСАЮЩИМ» В ИНТЕРНЕТЕ — В ПАРУСЕ МЕСТА НЕТ

Людей, восхищенных поэтикой паруса, огромно множество, но, вот, тех, кто бы по-настоящему разбирался в яхтинге и имел бы к нему прямое отношение, не так уж и много. О том, с чего начинается парусный спорт и где можно ему научиться, мы решили узнать на тренировочной базе Школы Олимпийского резерва № 1, расположенной на правом берегу Волги напротив набережной Самары. Здесь проходят тренировки и соревнования самарских детских парусных секций, здесь базируется Самарский яхт-клуб «Волга». Отсюда отправляются на регаты наши самарские крейсеристы и швертботники.

На часах — 8:00 утра, мы стоим на понтоне у спуска Осипенко и ждем переправу. Сегодня здесь много детей — они болтают, смеются. Можно подумать, что ребята едут на экскурсию или в поход. Но, на самом деле, эти дети — будущие яхтсмены. На правом берегу Волги, в акватории Грязного затона (без кавычек, географическое название), они занимаются парусным спортом, участвуют в гонках и, в целом, отлично проводят время.

«В парусном спорте дети должны отдавать себе отчет в том, что они делают здесь и сейчас. «Подвисающим» каждые 5 минут в Интернете в парусе места нет».
Тренеры по парусному спорту в меру суровые и требовательные, они ждут от учеников серьезного подхода к делу.
Здесь никто не нянчится с тобой, нет возможности посидеть в Интернете. Либо ты полностью отдаешься занятиям, либо едешь домой — благо, переправа ходит часто.
Елена Елисеева работает тренером 15 лет, и за это время обучила больше 500 детей. В парусный спорт она пришла, как и ее ученики, когда ей было тринадцать.
«Дома я родителям поставила ультиматум, — вспоминает Елена, — либо какая-то спортивная секция, либо мотогонки. И меня отвели в парусный спорт. Как раз шел набор в яхт-клубе «Румб» при ГРЭСе.
В свое время «Румб» был мощной базой городского яхтинга, где развивались и крейсерский флот, и швертботный (в 2017 г. клуб был ликвидирован).
Руководство клуба неоднократно создавало детские парусные секции, однако из-за близости фарватера они не могли полноценно действовать — тренировать детей на воде в этом месте было нельзя и тренировки проходили на правом берегу Волги. Но главная проблема была в том, что ГРЭС – охраняемая территория, проверяющим организациям крайне не нравилось, что там присутствовали посторонние. В итоге, сначала закрыли детские секции, а потом и яхт-клуб. Флот распродали. И теперь в этом месте вряд ли что еще будет.
Сейчас детские спортивные секции тренируются на базе Школы олимпийского резерва № 1 на правом берегу Волги, в Грязном затоне. Школа существует уже много лет. Я работаю в ней тренером».

В секцию парусного спорта, как пояснила Елена, зачисляют детей от 9 до 12 лет. Обязательное условие — ребенок должен уметь плавать. В остальном, попасть в секцию несложно — достаточно сдать нормативы на подтягивание, отжимание, прыжки в длину и бег. При этом ребенок должен понимать всю серьезность парусного спорта и быть готовым уделять большую часть своего времени и внимания.
«Мы делаем набор в группы по 15−20 человек. — Рассказывает детский тренер. — Проходит год — кто-то отсеивается, кто-то остается. Идет добор детей. В среднем у тренера три группы. Это начальная подготовка. Более продвинутые дети, которые завоевывают разряды и участвуют в соревнованиях, уходят впоследствии на другие этапы подготовки. Система требований для них выше. Они — уже мастера спорта, почти взрослые люди и должны заниматься на больших яхтах, чтобы в дальнейшем представлять из себя настоящих гонщиков».

Разница в возрасте у детей хоть и небольшая, но все-таки чувствуется. Правда, дело тут не в отношениях между ребятами, а в характеристиках яхт. Как уже упоминалось выше, большинство детей тренируется на яхтах класса «Оптимист». Эти лодки более удобны при маневрах, поэтому отлично подходят для обучения. Но конструкция «Оптимистов» рассчитана на вес человека не более 40 кг. Если лодка не по размеру, удержать баланс на ней сложно: яхта попросту будет крутиться вокруг своей оси. Поэтому более крупных детей сначала сажают на «Лучи», корпуса которых длиннее. За счет длины корпуса снижается скорость поворота, и новичкам освоить управление на такой лодке легче. Как только азы вождения пройдены, юные яхтсмены переходят на «Оптимисты».

Зачисление в секцию проходит обычно зимой. Занятия начинаются с теории и с общей физпоготовки. Дети сдают нормативы. Мы смотрим, зачисляем тех, кто подходит. До мая — теория, потом первый пробный выход на воду. Сначала выходят с кем-нибудь опытным, пробуют садиться за руль, сами управлять.
Обычно происходит так:  новичок садится на руль и полностью на шкоты, а тренер (или опытный яхтсмен) — на нос яхты, он подсказывает, что нужно делать и как; если что-то не так, подстраховывает. После одного-двух занятий с подстраховкой ребенок приступает к самостоятельному управлению.
Первые тренировки — на отработку переворотов. Это нормально для начального уровня.
Перевороты отрабатываются до автоматизма. То есть, сначала ребенок контролирует свои действия, а потом, когда у него вырабатывается механическая память. Управление яхтой можно сравнить с вождением автомобиля.

Занятия парусным спортом обходятся не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Большинство яхт предоставляется клубом, а обучение и вовсе бесплатное.
Некоторые яхты — собственность яхт-клуба. Имеется также частный флот, и можно арендовать лодки. Есть школьное имущество. Сначала дети получают, как правило, школьные яхты, не новые, а старенькие. Пока научишься управлять, куда только не врежешься — и в понтон, и в соседа, и в берег.
После того, как ребенок наберется опыта, родители могут взять яхту в аренду или купить новую (хорошая лодка может стоить 360 тысяч руб.). Всё остальное — занятия в бассейне, в тренажерном зале — бесплатно. А что касается непосредственно парусного спорта, тут уже играют роль амбиции — если ребенок способен и проявляет себя на занятиях, то клуб помогает, старается предоставить все необходимое. Паруса, к примеру, просто расходный материал: сегодня — есть, завтра — порвались. Стоимость паруса, в среднем, от 15 тысяч руб. и выше. Конечно, можно взять б/у или зашить старый, но тут вопрос: стоит ли оно того? Вряд ли такой парус долго продержится.
Уметь управлять яхтой, конечно, здорово. Но не надо забывать о том, что это — не игрушка. Если ребенок действительно «горит» яхтенным делом, то у него все получится, и он продолжит обучение. Перспективы, кстати, неплохие. Всевозможные регаты проходят каждый сезон, как в России, так и в Европе. А уж о том, что в гонках под парусами захватывает дух, и говорить не приходится — такая уж это заманчивая сила!

Автор текста — Мария Гуркина
Комментарии: Елена Елисеева

Вот так проходят тренировки в детских парусных секциях.

 

Елена Абкина

Пресс-секретарь ОО "Федерация парусного спорта г.Самары", журналист.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *